Главная » Статьи » Методические разработки

Система подготовки к прохождению процедуры ЕГЭ по английскому языку

Доклад на онлайн-заседании РМО

Презентация к докладу

Процедура ЕГЭ по английскому языку является очень сложным испытанием не только для ученика, но и для учителя, который организует процесс подготовки к прохождению этого испытания. Успех экзамена зависит, прежде всего, от четко спланированной и организованной системы подготовки к данной процедуре. Следует отметить, что это работа не одного учебного года, а как минимум 2-3 лет, начиная с 9 класса, когда выпускник уже окончательно определился с профильным выбором и спецификой процедуры приема в выбранное учебное заведение.

Мы начали нашу работу в 10 классе с ознакомления с демоверсией экзамена. Тщательно изучили структуры письменной части и устной части, познакомились со спецификатором, в котором четко определяются требования к выполнению работы, и четко видно, за что присуждаются баллы за каждое выполненное задание, и за что могут снять баллы при проверке. Это необходимо знать учащемуся, чтобы четко представлять уровень требований к выполнению заданий, и, соответственно, осознать степень серьезности подготовки к сдаче экзамена.

После выполнения заданий демоверсии определился ряд языковых проблем, а в частности, восприятие текста на слух (выяснилась недостаточная сформированность аудионавыков), чтение с пониманием основного содержания текста (работа с ключевыми словами), понимание структурно-смысловых связей в тексте (лексическая и грамматическая сочетаемость слов), полное и точное понимание информации в тексте (множественный выбор). Следует отметить, что в нашем случае более затруднительным было понимание структурно-смысловых связей в тексте. Говоря о лексике и грамматике, отметим очень слабые языковые навыки в этой области. В разделе «Письмо» в демоверсии было выполнено только первое задание, как пробный вариант, который показал чрезвычайно слабые навыки письма. К написанию эссе мы даже не приступали, так как написании эссе требует очень долгой и тщательной подготовки.

Разобрав материал демоверсии и уяснив особенности выполнения письменной части ЕГЭ по английскому языку, мы приступили к этапу тренировочных заданий. Прежде всего, был определен ряд проблемных языковых областей, это – грамматика и лексика.

Следует сказать несколько слов о знании алгоритмов выполнения типовых заданий. Речь идет о стратегиях и тактике выполнения заданий ЕГЭ. В этом вопросе большим подспорьем может служить следующее пособие: А.А. Логвина ЕГЭ. Английский язык. Алгоритм выполнения типовых заданий. В данном пособии представлены варианты заданий всех разделов письменной и устной частей с подробным описанием, рекомендациями и разбором заданий. Данное пособие не только помогает актуализировать знания по предмету, потренироваться в выполнении разных типов экзаменационных заданий, но и научиться распределять время на выполнение всей работы, проанализировать свой уровень владения научной информацией и выявить ошибки и темы, на которые следует обратить особое внимание.

Изучение грамматического и лексического материала строилось на разборе теоретической базы и закреплении изученного на практике посредством выполнения достаточного количества грамматических и лексических упражнений. Для этого использовались следующие пособия: Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку: грамматика и лексика. Уровень А1+ , Michael Vince Intermediate Language Practice. English Grammar and Vocabulary, Michael Vince First Certificate Language Practice. English Grammar and Vocabulary, Michael Vince Advanced Language Practice. English Grammar and Vocabulary. Все эти пособия издательства Macmillan содержат материал, который оказывает неоценимую помощь в процессе подготовки к ЕГЭ по английскому языку.

Параллельно с изучением необходимого грамматического и лексического материала, проходила тренировочная работа по выполнению экзаменационных вариантов. Детально разбирался каждый раздел заданий с акцентом на трудные моменты, грамматический аспект и детальный разбор лексического материала, с целью расширения словарного запаса. Экзаменационные варианты представлены в пособиях Единый государственный экзамен. Английский язык. Типовые экзаменационные варианты. (под редакцией М.В. Вербицкой. 10 вариантов), А.В. Мишин, И.А. Громова Английский язык. 10 лучших вариантов от «Просвещения» (2019), О.В. Афанасьева, К.М. Баранова, И.В. Пушинина ЕГЭ. Английский язык. Трудные задания.

О разделе «Письмо» следует сказать отдельно. Чтобы успешно выполнить данный раздел, необходимо иметь достаточно сформированную языковую базу, на что и была направлена работа первого года подготовки.

За первый год работы, который проходил с акцентом на формирование определенной теоретической языковой базы, наработку необходимого словарного запаса и овладение стратегиями и тактикой выполнения заданий всех разделов, нам удалось создать определенную языковую базу, которая, как мы надеемся, поможет сдать успешно предстоящий экзамен.

Второй, финальный, год подготовки к прохождению процедуры ЕГЭ строится главным образом с акцентом на раздел «Письмо» и устную часть экзамена.

Рассмотрим раздел «Письмо». Подробно были рассмотрены инструкции по выполнению заданий 39, 40 раздела «Письмо» и изучены рекомендации по написанию письма и эссе. Расширился словарный запас за счет изученной лексики, необходимой для написания личного письма и сочинения «Мое мнение». Также ознакомились с критериями оценивания выполнения данных заданий. Весь инструкционный и языковой материал собран в следующих пособиях, которыми мы пользуемся при подготовке: Гаджиева М.Н. и др. ЕГЭ – 2019. Английский язык: Письмо: Сборник тестов, Булатов О.А., Зенкевич Е.В. Решетникова А.С. Технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Пособие Гаджиевой содержит 25 вариантов заданий 39, 40 и примерные ответы на каждый вариант, что помогает проанализировать особенности написания и письма и сочинения по каждой теме и расширить словарный запас. Работа над данным разделом продолжается. Сформированы определенные навыки в выполнении задания 39. Задание 40 представляет собой достаточно трудный этап в процессе подготовки к экзамену, является заданием высокого уровня сложности и требует еще дополнительного периода подготовки.

Затронем вопрос подготовки устной части экзамена, задания 41, 42, 43, 44. В пособии Булатова О.А. содержатся рекомендации по выполнению заданий устной части, подробно представлены технологии выполнения заданий, условия получения или снятия баллов, рассмотрены типичные ошибки, даны образцы заданий и примеры выполнения заданий, примеры ответов на типичные вопросы, универсальные фразы и выражения для построения ответов. Также пособие содержит определенное количество тренировочных заданий.   Данное пособие активно используется в процессе подготовки к экзамену. Также есть диск-приложение с тренажером устной части. На этапе подготовки устной части можно также использовать другие источники: А.В. Мишин Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть и Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз ЕГЭ по английскому языку: практическая подготовка, Гаджиева М.Н. и др. ЕГЭ – 2018. Английский язык: Устная часть: Сборник тестов.

Следует отметить, что пособие Булатова О.А. включает в себя тематические тексты для подготовки устных и письменных высказываний. Работа с текстами способствует расширению словарного запаса и совершенствованию техники чтения, что помогает в выполнении заданий 10-18 раздела «Чтение». Также данное в данное пособие включены упражнения на употребление слов (Vocabulary Exercises), что готовит необходимую базу для выполнения заданий на словообразование (задания 26-31) и контекстуальное употребление слов, задания на множественный выбор (задания 32-38, повышенный уровень). К каждому тексту подобраны задания 39, 40, на заданную тематику. Пособие, на наш взгляд, представляет собой кладезь материала и может служить настольной книгой в процессе подготовки к ЕГЭ.

Несмотря на то, что второй год подготовки идет с акцентом на раздел «Письмо» и устную часть, на наш взгляд самые трудные разделы экзамена, процесс работы над остальными разделами продолжается параллельно.

В январе был написан пробный экзамен (письменная часть) в режиме реального времени (180 минут). Результат не очень высокий – 48 баллов, но это уже результат, и нам есть к чему стремиться и над чем работать. Надеемся на успешное прохождение процедуры ЕГЭ.

 В заключение хотелось бы отметить еще раз, что единый государственный экзамен по иностранному языку – процедура сложная, для которой необходима серьезная  многолетняя подготовка и четкая организация процесса, она предъявляет серьезные требования как к ученику, так и к учителю. Успех экзамена зависит от многих факторов, но главным в этом процессе является долгая упорная кропотливая работа.

Категория: Методические разработки | Добавил: mkozhohina (2021-02-28)
Просмотров: 166 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar