Главная » Статьи » Публикации, статьи, доклады

Личностный рост учащихся

выступление на педагогическом совете

ПРИЛОЖЕНИЕ: текст доклада

 

Личностный рост учащихся – это их достижения во всех сферах их жизнедеятельности, где определяющей составляющей является учебная деятельность. Для любого педагога важна успешность данного процесса, в центре которого стоит ученик как уникальная целостная личность, которую необходимо направить на максимальную реализацию ее возможностей. Задача педагога – создать максимально комфортные и эффективные условия, при которых освоение учебного материала происходило бы с развитием индивидуальности ученика, что является основой личностно-ориентированного обучения.  Следовательно, успех и положительные результаты процесса развития личностных качеств ребенка зависят от грамотно выстроенной траектории развития каждого ученика.

В первую очередь, необходимо знать, с чем работать, что необходимо развивать. Так как личность ребенка целостна,  то и условия для ее развития должны быть направлены на развитие всех ее качеств (креативных, когнитивных и методологических).  Креативные качества обеспечивают развитие творческого потенциала ребенка,  когнитивные качества помогают ребенку познать внешний мир, развитие методологических качеств обеспечивают организацию деятельности ребенка во всех сферах его жизни. Достигается это путем включения ребенка в познавательную, нравственную, трудовую, коммуникативную, эстетическую и физическую деятельность.  Каждой группе личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ребенка.

Личностный рост учащихся – это деятельностный процесс изменения личностных свойств и качеств ребенка во времени, что и составляет его развитие, рост.

Вторым важным аспектом успешности педагогической деятельности, направленной на личностный рост учащихся, является правильный выбор инструментария, который составляют различные технологии. Существует большое количество технологий личностно-ориентированного обучения. Остановлюсь на двух технологиях, которые применяю в своей практике: технология педагогического сотрудничества и технология проектного обучения. Данные технологии максимально подходят для организации внеурочной деятельности, а в частности, организации кружковой работы как одной из составляющих процесса личностного роста учащихся. Внеурочная деятельность является наиболее благоприятной средой для развития личности ребенка, именно на занятиях кружка ребенок раскрывается как творческая и неординарная личность.

Вся работа кружка представляет собой совместную деятельность педагога и учащихся, строится на процессе познания без принуждения, ребенку дается свобода выбора, участие в той или иной деятельности – добровольное. Все мероприятия кружка обсуждаются с учениками, и принимается обоюдное решение. Программа кружка построена с учетом потребностей и желаний учащихся. В основе программы кружка – обучение ребенка в зоне ближайшего развития, языковой материал отбирается по принципу крупных блоков. Соблюдается идея опережения: часть материала, который изучается на занятиях кружка, встречается в дальнейшей урочной учебной деятельности.  Общение на занятиях кружка - это конструктивный диалог, имеющий определенный продуктивный результат. Результатами совместной работы являются следующие мероприятия:

1. Грамматический концерт. Программа концерта была составлена совместно с учениками из ранее изученного материала на занятиях кружка. Ребята самостоятельно готовили костюмы и оформление. Мероприятие проходило полностью на английском языке. Было представлено на РМО учителей иностранного языка. Учащиеся самостоятельно вели мероприятие, учитель обеспечивал только техническую сторону мероприятия.

2. Драматизация стихотворения «Королевский бутерброд». Подготовка мероприятия началась с просмотра мультфильма на английском языке, ознакомления с текстом и распределения ролей. Костюмы и реквизит готовились совместно с учителем. Драматизация была показана на школьном новогоднем празднике.

3. Рождественская музыкальная открытка. На занятиях кружка большое внимание уделяется разучиванию песен. Рождественские песни на английском языке пользуются большой популярностью. Был снят видеоклип и оформлена рождественская музыкальная открытка. Презентация открытки прошла на РМО учителей иностранного языка.

4. Рождественские посиделки. Мероприятие проходило в день католического рождества. Участвовали не только участники кружка, но и их одноклассники. Проводились различные конкурсы, пели песни на английском языке. В перерывах между конкурсами ребята пили чай с рождественскими угощениями. Следует отметить, что проведение такого рода мероприятий способствует развитию эмоциональной сферы учащихся, уверенности в себе и самопринятии, позитивному отношению к миру и принятию других.

5. Стихотворный перевод. Большой объем языкового материала кружка представляют стихи и рифмовки различного плана. Участники кружка делают первые шаги в области стихотворного перевода с английского языка на русский язык, развивая тем самым креативную сторону своих способностей. В рамках областного конкурса стихотворного перевода участники кружка занимались весьма успешно такой работой. Подобный вид работы был выполнен впервые в текущем учебном году, но  в планах кружка продолжить такую работу.

Технология проектного обучения применяется равно как во внеурочной, так и в урочной деятельности. Следует отметить, что использование проектной технологии позволяет:

Вовлекать личность ученика во всем ее объеме и проявлении всех его чувств, эмоций и ощущений;

  • Представить ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;
  • Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
  • Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Проектная работа  направлена на развитие человека как личности и объекта деятельности в следующих направлениях:

  • развитие интеллекта;
  • развитие уверенности в себе и самопринятие;
  • формирование самостоятельности, ответственности;
  • формирование мотивации, самоактуализации;
  • самосовершенствование.

Работа по созданию проекта есть процесс творческий, основанный на самостоятельном поиске или поиске с поддержкой и  разрешении личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.

Проектная работа - один из современных методов, широко используемый при обучении иностранному языку. На более продвинутом этапе обучения английскому языку характер проектной работы меняется в сторону применения большей степени исследовательской деятельности учащихся, на использование дополнительных источников, наблюдении и исследовании. Это развивает не менее важную функцию: прививает привычку к самообразованию, способности находить и обрабатывать информацию, навык выводить свои собственные умозаключения. На более продвинутом этапе проектная работа становится более сложной на языковом уровне. В своей практике применяю данную технологию не так давно, но есть уже положительные результаты. Две проектные работы были заявлены на районную конференцию и получили призовые места. Одна проектная работа проводилась в рамках учебной деятельности, другая работа основана на материале кружка. Данные проектные работы носят индивидуальный характер. Планируются коллективные проектные работы в рамках учебной деятельности с участием ребят с различным уровнем языковых знаний.

Хотелось отметить еще один аспект преподавания иностранного языка в школе. В основе обучения должны лежать принципы коммуникативного подхода. Подобная организация учебного процесса эффективно способствует всестороннему развитию личности ребенка, дает основу для успешного личностного роста и повышает эффективность процесса обучения. Принципы коммуникативного подхода заключаются в следующем:

  • Учащиеся лучше овладевают языком, когда с ними общаешься как с личностями, имеющими свои собственные нужды и интересы.
  • Учащиеся лучше овладевают языком, когда им предоставлена возможность участвовать в коммуникативном использовании иностранного языка в различных видах деятельности.
  • Учащиеся лучше овладевают языком, когда имеют дело с коммуникативными фактами, которые они способны воспринять, и они соответствуют их собственным нуждам и интересам.
  • Учащиеся лучше овладевают языком, когда они осознанно обращаются к различным языковым формам, умениям и стратегиям при овладении иностранным языком.
  • Учащиеся лучше овладевают языком, когда они обращаются к социокультурным данным и прямому опыту культуры изучаемого языка.
  • Учащиеся лучше овладевают языком, когда они осознают роль и природу языка и культуры.
  • Учащиеся лучше овладевают языком, когда они чувствуют соответствующую отдачу своих успехов.
  • Учащиеся лучше овладевают языком, когда им представлены возможности организовать свое собственное учение.

В заключении хотелось бы остановиться на ряде профессиональных требований к самому педагогу при организации учебной деятельности, которых стараюсь придерживаться в своей работе:

– создавать оптимальные условия для реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей;

– стимулировать включение в поисковый процесс не только логических механизмов, но и интуицию, озарение, предвосхищение;

– стимулировать потребность личности в творчестве;

– изменять принципы организации усвоения предмета (если это необходимо);

– формировать самостоятельность учащихся в учебной деятельности как показателя личностного роста;

– быть эмоционально гибким, так как учитель с высоким уровнем развития эмоциональной гибкости обогащает педагогическое взаимодействие, формирует у учащихся чувство психологической защищенности, обеспечивает достижение высокой продуктивности педагогической деятельности.

Категория: Публикации, статьи, доклады | Добавил: mkozhohina (2016-03-10)
Просмотров: 716 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar