Главная » Статьи » Публикации, статьи, доклады |
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года -2018» Новый профессиональный стандарт педагога в контексте работы учителя иностранного языка
выступление на педагогическом совете выполнила Кожохина Мария Анатольевна, учитель английского языка МОУ «СОШ с. Тепловка»
Новые Бурасы 2018
«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...» (М. Квинтилиан) В английском языке «стандарт» означает: ниже определенного уровня нельзя, выше – можно. Стандарт – это документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Зачем нам нужен стандарт? Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Структура стандарта Инвариант (неизменное)- знание предмета, владение информационными технологиями Вариативная часть – новые профессиональные компетенции Содержание проф. стандарта педагога 1. Обучение 2. Воспитательная работа 3. Развитие Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний. Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те требования к его квалификации, которые распространяются на всех педагогов без исключения. Поэтому, во избежание повторений, следует сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение, воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его предметной деятельности. Учитывая особое место иностранного языка в системе знаний учащихся, его роль в будущей жизни выпускников, вне зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этого предметов. Первый уровень – функциональная грамотность (языковая). Второй уровень – овладение культурой (лингвистической). Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но такое разделение позволяет дифференцировать требования к учителю- предметнику. Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ и т.п.). Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует осознания педагогом своего места в культуре. Лингвистическая культура – неотъемлемая часть общей культуры современного человека. Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и развития учащихся в специфическом направлении. Характеристики деятельности успешного педагога. 1.Мобильность 2.Самостоятельность в принятии решений 3.Готовность к переменам 4.Способность к нестандартной деятельности Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями. 1.Работа с одаренными детьми 2.Работа в условиях инклюзивного образования 4.Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии 5.Работа с девиантными, зависимыми, социально-уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении Профессионализм учителя обеспечивает ключевые, предметные, специальные компетенции. Ключевые компетенции учителя –универсальны и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом. Предметные компетенции учителя- специфичны и обеспечивают успешное преподавание конкретной дисциплины. Специальные компетенции учителя – узко направлены и обеспечивают решение специальных задач. 4 блока профессиональных компетенций, для учителя иностранного языка 1.Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых). 2.Психолого-педагогическая (знание программ, нормативно-правовых документов и требований государственного стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности). 3.Коммуникативная (способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на английском и русском языках). 4.Проектно-исследовательская (умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта). Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога. 1.Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития. 2.Оценка может быть проведена посредством внутреннего аудита (анализ планов, отчетов, посещение уроков и т.д.) и внешнего аудита. 3.Образовательные органы имеют возможность сформировать свои внутренние стандарты, закрепленные требования к квалификации педагога. Профессиональный стандарт учителя иностранных языков Итак, в чем же суть стандарта? Что должен делать учитель иностранного языка в контексте ФГОС? Учитель иностранного языка должен: · Придерживаться языковой нормы иностранного языка, избегать в устной и письменной речи «слов-паразитов», ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися. · при возникновении сомнения в правильности произношения или написания слова, обращаться к словарям и источникам Интернета. · владеть методами и технологиями обучения иностранному языку. · владеть специальными приемами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. · давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики. - владеть методами воспитательной работы, как на уроках, так и во внеклассной, внеурочной работе. · являться активным и постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра). · поощрять формирование потребности учащихся в коммуникации на иностранном языке. · поощрять участие учащихся в творческих и др. проектах. · планировать образовательный процесс для группы, класса детей на основе имеющихся образовательных программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся · уметь организовать работу группы (класса) детей, в том числе индивидуальную и коллективную, обеспечить смену форм деятельности, индивидуализации заданий, · применять ИКТ в образовательном процессе как инструмента деятельности. · участвовать в организации олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе. Учителю необходимо: - уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. - использовать информационные источники (в Интернете и др.), в том числе иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения. - уметь использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. - уметь проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. - владеть элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся. - уметь планировать и анализировать образовательную работу с детьми школьного возраста в соответствии с ФГОС. - владеть методами организации экскурсий, походов и внеклассных мероприятий. - быть толерантным и сдержанным при работе с учащимися, родителями и коллегами. В настоящее время существует много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Методист З.М. Цветкова предлагает такую модель: 1. Учитель начинает видеть, что его не понимают. 2. Учитель видит, что именно не понимают. 3. Учитель осознает, почему его не понимают. 4. Учитель видит, что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли. 5. Учитель способен добиться понимания за минимальное время. 6. Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся. «Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение». В любом случае профессиональный стандарт – это не инструмент дополнительного контроля со стороны администрации, это стимул, основа для саморазвития, а достижение поставленных стандартом целей – основание для поощрения. Только время определит, станет ли он практическим инструментом или же будет основанием для контрольно-надзорных действий государства по отношению к одной из самых творческих профессий. Источники
| |
Просмотров: 371 | |
Всего комментариев: 0 | |