Главная » Статьи » Публикации, статьи, доклады

Новый педагогический стандарт педагога (конкурс "Учитель года")

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

 «Учитель года -2018»

Новый профессиональный стандарт педагога

в контексте работы учителя иностранного языка

 

выступление на педагогическом совете

выполнила Кожохина Мария Анатольевна,

учитель английского языка

МОУ «СОШ с. Тепловка»

 

Новые Бурасы

2018

 

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, 

что сам наилучшим образом знаешь...»

(М. Квинтилиан)

В английском языке «стандарт» означает: ниже определенного уровня нельзя, выше – можно.

Стандарт – это документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Зачем нам нужен стандарт?

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Структура стандарта

Инвариант  (неизменное)- знание предмета,  владение информационными технологиями

Вариативная часть – новые профессиональные компетенции

Содержание проф. стандарта педагога

1. Обучение

2. Воспитательная работа

3. Развитие

Учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания именно данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний.

Учитель-предметник, как и любой другой педагог, решает задачи обучения, воспитания и развития. Но делает это, прежде всего, средствами своего предмета. Отсюда следует, что, перечисляя профессиональные компетенции учителя-предметника, нет необходимости дублировать те требования к его квалификации, которые распространяются на всех педагогов без исключения. Поэтому, во избежание повторений, следует сосредоточиться на том, как триединая задача педагога (обучение, воспитание и развитие) преломляется и находит решение в его предметной деятельности.

Учитывая особое место иностранного языка в системе знаний учащихся, его роль в будущей жизни выпускников, вне зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этого предметов.

Первый уровень – функциональная грамотность (языковая).

Второй уровень – овладение культурой (лингвистической).

Разумеется, границы между этими уровнями подвижны, а результаты обучения претерпевают изменения на разных уровнях образования. Но такое разделение позволяет дифференцировать требования к учителю- предметнику.

Для достижения первого уровня достаточно компетенций, зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ и т.п.).

Достижение второго уровня, необходимого не только при обучении учащихся, осваивающих программы повышенной сложности, требует осознания педагогом своего места в культуре. Лингвистическая культура – неотъемлемая часть общей культуры современного человека.

Такое осознание, с одной стороны, позволяет педагогу подняться над узким предметоцентрическим подходом к своей деятельности, побуждая к продуктивному сотрудничеству с коллегами, работающими в других областях знаний. А с другой стороны, конкретизирует задачи воспитания и развития учащихся в специфическом направлении.

Характеристики деятельности успешного педагога.

1.Мобильность

2.Самостоятельность в принятии решений

3.Готовность к переменам

4.Способность к нестандартной деятельности

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями.

1.Работа с одаренными детьми

2.Работа в условиях инклюзивного образования

4.Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии

5.Работа с девиантными, зависимыми, социально-уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения  в поведении

Профессионализм учителя обеспечивает ключевые, предметные, специальные компетенции.

Ключевые компетенции учителя –универсальны и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом.

Предметные компетенции учителя- специфичны и обеспечивают успешное преподавание конкретной дисциплины.

Специальные компетенции учителя – узко направлены и обеспечивают решение специальных задач.

4 блока профессиональных компетенций, для учителя иностранного языка

1.Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых).

2.Психолого-педагогическая (знание программ, нормативно-правовых документов и требований государственного  стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности).

3.Коммуникативная (способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой  и профессиональной терминологией на английском и русском языках).

4.Проектно-исследовательская (умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта).

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.

1.Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития.

2.Оценка может быть проведена посредством внутреннего аудита (анализ планов, отчетов, посещение уроков и т.д.) и внешнего аудита.

3.Образовательные органы имеют возможность сформировать свои внутренние стандарты, закрепленные требования к квалификации педагога.
 

Профессиональный стандарт учителя иностранных языков

Итак, в чем же суть стандарта? Что должен делать учитель иностранного языка в контексте ФГОС? 

Учитель иностранного языка должен: 

· Придерживаться языковой  нормы иностранного языка,  избегать  в устной и письменной речи  «слов-паразитов», ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.                                                                                                     

· при возникновении сомнения в правильности произношения или написания слова, обращаться к словарям  и источникам Интернета.

· владеть  методами  и технологиями обучения иностранному языку.     

· владеть специальными  приемами обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья.

· давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

- владеть методами воспитательной работы, как на уроках, так и во внеклассной, внеурочной  работе.

· являться активным и постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра).

· поощрять формирование потребности учащихся в коммуникации на иностранном языке.

· поощрять участие учащихся в творческих и др. проектах.                      

· планировать образовательный процесс для группы, класса детей на основе имеющихся образовательных  программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся

· уметь организовать работу  группы (класса) детей, в том числе индивидуальную  и коллективную, обеспечить  смену  форм деятельности, индивидуализации заданий,

· применять  ИКТ в образовательном процессе как инструмента деятельности.                                                   

· участвовать в  организации олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.

Учителю необходимо:

-  уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

-  использовать информационные источники (в Интернете и др.), в том числе иноязычные, пользуясь средствами автоматизированного перевода и звукового воспроизведения.

 -  уметь использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

-  уметь проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

- владеть элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся.

- уметь планировать и анализировать образовательную работу с детьми школьного возраста в соответствии с ФГОС.

-  владеть методами организации экскурсий, походов  и внеклассных мероприятий.

- быть толерантным и сдержанным  при работе с учащимися, родителями и коллегами.

В настоящее время существует много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Методист З.М. Цветкова предлагает такую модель:

1.  Учитель начинает видеть, что его не понимают.

2.  Учитель видит, что именно не понимают.

3.  Учитель осознает, почему его не понимают.

4.  Учитель видит, что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли.

5.  Учитель способен добиться понимания за минимальное время.

6.  Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся.

«Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение». 

       В любом случае профессиональный стандарт – это не инструмент дополнительного контроля со стороны администрации, это стимул, основа для саморазвития, а достижение поставленных стандартом целей – основание для поощрения. Только время определит, станет ли он практическим инструментом или же будет основанием для контрольно-надзорных действий государства по отношению к одной из самых творческих профессий.

Источники

  1. профессиональный стандарт учителя английского языка
  2. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/06/22/novyy-professionalnyy-standart-pedagoga-v-kontekste
  3. http://school20uu.ucoz.ru/str_uchit/kelberg/doklad_na_temu_profstandart_uchitelja_inostrannogo.pdf
  4. https://multiurok.ru/files/profiessional-nyi-standart-uchitielia-anghliiskogho-iazyka.html
  5. https://infourok.ru/noviy-professionalniy-standart-pedagoga-v-kontekste-raboti-uchitelya-angliyskogo-yazika-1529451.html
  6. http://ipk74.ru/upload/iblock/8b9/8b93d6c5bb890fd06c3d079303c227b2.pdf
  7. http://agon-konkurs.ru/fgos/professionalnyj-standart-prepodavatela-anglijskogo-azyka-v-kontekste-fgos/1

 

Категория: Публикации, статьи, доклады | Добавил: mkozhohina (2018-03-30)
Просмотров: 371 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar