9:53 PM Педагогическое эссе, конкурс "Учитель год-2018" | |
Я – учитель, или только вперед! «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах …» Ш. Амонашвили
В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно ответить на вопрос «Быть или не быть?» и выбрать свою будущую профессию. Для меня ответ был один – «Быть, конечно же, быть!». В 4 классе маленькая девочка Маша решила, что будет учителем. Ну, а как иначе? Династию педагогов нужно было продолжать! В моей жизни был и остается наглядный пример – моя дорогая мамочка, учитель от Бога, и моя родная тетя – прекрасный педагог, мастер своего дела. Моя мама до сих пор остается для меня дорогим и верным учителем, другом и соратником, советником и помощником во всех моих начинаниях и жизненных проектах. Но стать учителем английского языка я решила не сразу. Сначала мне очень хотелось быть учителем истории. Мне безумно нравился этот предмет. А учитель истории Ольга Александровна Филимонова просто завораживала своими рассказами, погружая нас в далекие эпохи! Но вскоре я решила, что обязательно буду учителем английского языка. Этот предмет нам преподавала Русина Полина Ивановна, и именно она помогла мне принять решение, какой язык изучать. И постепенно, от урока к уроку, маленькая девочка Маша твердо для себя решила быть учителем английского языка. К сожалению, этих прекрасных педагогов уже нет рядом с нами, но память о них и большая благодарность за их труд всегда будут жить в моем сердце. Свои первые шаги в будущей профессии я сделала, будучи ученицей. Всем известно, что в школах существует традиция проводить Дни дублера. В 7 классе мне предстояло провести свои первые уроки английского языка, и стоит отметить, весьма успешно. Потом были новые Дни дублера и новые уроки. Все это укрепило еще сильнее в решении быть педагогом. И вот, уже почти 20 лет, я – учитель, учу детей английскому языку и не только. Современная жизнь ставит перед педагогом очень высокую планку, порой, кажется даже и непреодолимую! Но учитель, который хочет идти в ногу со временем, быть интересным своим ученикам и достигнуть необходимых результатов, должен много работать, много изучать, чтобы взять эту, на первый взгляд, непреодолимую высоту. Такие высоты мы берем каждый день в своей педагогической практике, и, очень часто, для этого приходится осваивать довольно большой объем теоретического материала, анализировать передовой педагогический опыт и апробировать новое в своей практике. И не всегда, к сожалению, результаты удовлетворяют нас. Но мы опять готовы штудировать тома педагогических трудов, осваивать новые методики и пробовать, пробовать …, пока не добьемся желаемых результатов. А по-другому и быть не может! В этом и заключается суть профессии учителя. В своей практике я применяла и применяю разные методики, или как принято называть в современной концепции образования, технологии. Это такие, как сознательно-коммуникативный метод обучения иностранному языку Я.М. Колкера[1], технологии открытого образования, метод проектов. Что-то приживалось и активно использовалось в повседневной практике, что-то претерпевало неудачу и откладывалось в педагогическую копилку. Ни в коем случае не забывалось! Я уверена, что в педагогической деятельности стоит соблюдать «принцип маятника»: пробовать одно, потом другое, третье, возвращаться к прежнему, и так постоянно, добиваясь необходимого результата, а может и создавая свою уникальную педагогическую идею. Кто знает? Самое главное в профессии учителя – научить детей учиться. Этот тезис проходит лейтмотивом через современные образовательные стандарты и передовые педагогические технологии. Это продиктовано самой жизнью, которая ставит перед нами очень серьезные задачи, и для того, чтобы их решить и добиться успеха, нужно многое уметь делать. И прежде всего, уметь получать знания, пользоваться информацией, которой современный мир предоставляет нам в избытке. Не потеряться, найти свое применение, быть успешным и полезным, добиться поставленной цели – вот чему, мы, педагоги, должны постараться научить своих воспитанников, кроме получения знаний по преподаваемому предмету. Анализ, синтез, размышление, отбор и принятие правильного решения – алгоритм успешного преодоления проблемы. Педагог имеет большой методический инструментарий в своем распоряжении в виде разнообразных образовательных технологий. Важно определить самые эффективные на данном этапе решения поставленной задачи. На одной из таких технологий мне бы хотелось сделать акцент в своем педагогическом рассуждении. Это – технология критического мышления. На мой взгляд, ее можно назвать универсальной технологией в практике преподавания иностранного языка, так как она применима практически во всех языковых аспектах. Данная технология отвечает всем требованиям ФГОС – главного документа образовательного процесса[2]. Ее методологическую основу составляет системно-деятельностный подход. Применение ее на практике ориентирует учащихся на активную учебно-познавательную деятельность. Данная технология успешно применяется в процессе комплексного обучения всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и, самое главное, говорению. Последнее, как показывает практика, является самым трудным, а порой и непреодолимым для учащихся. Все вышеупомянутые виды речевой деятельности представлены в КИМ ОГЭ и ЕГЭ. Выбор технологии критического мышления как определяющей в своей практике, продиктован современной ситуацией в образовательном процессе. С первых дней изучения своего предмета я стараюсь нацелить учащихся на успешное прохождение государственной итоговой аттестации. Практически в каждый урок включаются задания в формате экзамена, контрольные уроки проходят в виде языковых практикумов в экзаменационном формате. Успешно провести свои занятия мне помогает тщательно отобранный методический инструментарий, во главе которого стоит технология критического мышления. Экзамен по иностранному языку пугает всех, в том числе и самих педагогов. И это объяснимо. Мы очень часто оторваны от языковой среды в учебном процессе, что не способствует полноценному развитию коммуникативных навыков – основы владения любым иностранным языком. Создание искусственной языковой среды на уроке порой носит ситуативный характер, уйдя из кабинета иностранного языка, ребенок практически забывает большую часть услышанного на уроке. И далеко не секрет, что не все дети способны усваивать иностранный язык. Отсутствие крепкой мотивации тоже играет свою отрицательную роль. Задача стоит нелегкая! Как научить любого ученика тому минимуму, который необходим ему для успешного прохождения итогового испытания по английскому языку? Технология критического мышления помогает разрубить этот «гордиев узел». Ориентир на итоговый экзамен предполагает расширение информационного пространства, и именно технология критического мышления приобретает особую актуальность на этапе, когда необходимо научить учащихся правильно работать с информацией: уметь пользоваться разнообразными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и эффективно ее использовать. Данная технология нацелена на формирование умения анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать свою деятельность, учиться культуре диалога. В свою очередь, такой набор универсальных учебных действий в совокупности с грамотно подобранными коммуникативными стратегиями – основа успешного прохождения устного испытания на итоговой аттестации, которое является самым страшным и непонятным для учащихся. Зачастую дети не хотят выполнять подобные задания из-за страха неудачи. Задача учителя, как я ее себе представляю, заключается в постепенном и безболезненном переходе детей к пониманию и осознанию этой проблемы и адаптации процедуры выполнения подобных заданий. Технология критического мышления имеет не только предметную составляющую. Она также имеет своей целью помочь учащимся определить и расставить приоритеты в своей жизни, в своем профессиональном предпочтении, в становлении себя как личности, в принятии решений и научить ответственности за них, быть гражданином с активной жизненной позицией, быть толерантным, мыслить нестандартно, критично подходить к своей деятельности. Все это нацеливает на успех не только в обучении, но и в жизни. И это то, другое, «надпредметное», чему также необходимо обучать на своих уроках. Завершая свой педагогический опус, хотелось бы отметить, что профессия учителя нелегкая, но благородная и благодатная. «Сеять разумное, доброе, вечное» призван педагог. И пусть порой наш труд является титаническим, мы часто жертвуем многим ради своей профессии, но наши труды не проходят даром и оплачиваются очень высокой ценой – успехом и признанием наших воспитанников, их любовью и доверием своим наставникам. Л.Н. Толстой сказал: «Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель …»[3]. Так давайте стремиться к совершенству!
[1] Колкер Я. М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб пособие/Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 264с. [2] https://минобрнауки.рф/документы/336 [3] Л.Н.Толстой как педагог / Под н.ред. И.Арискина. Тула: Изд-во ТГПИ, 1967. 103 с.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |