Главная » Статьи » Презентации

Проектная работа во внеурочной деятельности по ИЯ

Проектная работа во внеурочной деятельности по иностранному языку

Доклад

Материалы к докладу (презентация)

Успех современного человека по большей части может быть определён тем, как он умеет организовать свою жизнедеятельность. Жизнь сегодня актуально рассматривать в виде проекта. Именно поэтому ценится то, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов окружающей действительности. Современный этап развития общества характеризуется направлением на развитие возможностей и способностей личности. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и проблемы и искать пути их преодоления и решения, четко осознавать каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его жизни.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Таким образом, данный вид деятельность учащихся становится все более актуальным в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.  

В современной концепции образования актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире. Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру.

Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. Педагог при этом учитывает потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока, и проектная деятельность очень органично подходит для решения данной задачи. Согласно ФГОС внеурочная деятельность, в том числе и по иностранному языку,  осуществляет  взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важно помнить, что внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий

Внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по следующим направлениям:

• исследовательская практика обучающихся по иностранному языку;

• образовательные культуроведческие экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение иностранного языка, которые дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности по иностранному языку, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с носителями иностранного языка, представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других школ;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по иностранным языкам, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе. Следует отметить, что практически все формы организации внеурочной деятельности по иностранному языку связаны с проектной деятельностью, в которой одним из компонентов выступает исследование.

В концепции современного образования проектная деятельность представлена как оригинальная практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. В ней учащийся (учитель) решает конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского и прикладного характера, наполняя работу открывающимся ему новым образовательным (для учителя – педагогическим) содержанием и практическим смыслом. Для учащегося проектная деятельность является возможностью максимального раскрытия своего творческого потенциала, она позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный  способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Для учителя проектная деятельность – это своего рода инструмент, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Целью организации проектной и исследовательской деятельности учащихся является формирование у них умения приобретать знания из различных источников, развитие мыслительной деятельности и практической деятельности, которые служат критерием проверки выдвигаемых гипотез на предмет истинности, позволяют осознать целесообразность деятельности в противовес пассивности, воспитывают активную личность, способную творчески мыслить, решать поставленные задачи и добывать самостоятельно необходимые знания.

Чтобы проектная работа была успешной, необходимо соблюсти ряд условий:

• проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

• для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

• необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада

• результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

Внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована с учетом разных направлений. Так в МОУ «СОШ с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области» внеурочная работа осуществляется в следующих направлениях:

- исследовательская практика учащихся (с элементами ученического научно-исследовательского общества);

- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, предметных неделях, где учащиеся выполняют проектные исследования или их элементы в рамках различных мероприятий;

- факультативные занятия с углубленным изучением материала.

Результатами работы в этих направлениях является участие учащиеся школы в языковых олимпиадах, конкурсах, конференциях различных уровней, где они показывают хорошие результаты: ежегодная районная проектно-исследовательская конференция школьников «Я и мир вокруг» (грамоты за II, III места), районная краеведческая  конференция младших школьников «Мое первое открытие» (II место), областной конкурс на лучший поэтический перевод с английского, немецкого, французского языков (сертификаты участников), ежегодная Всероссийская Интернет-Олимпиада по английскому языку (сертификаты участников), ежегодный Всероссийский конкурс по английскому языку для школьников SmartTest (сертификаты участников), ежегодный региональный интернет-конкурс творческих работ «Здоровая нация – процветание России» в номинации «Презентация на иностранном языке» (дипломы за I, II, III место), Международная лексическая олимпиада по английскому языку «Watchword-2015» (дипломы за II, III место), международная олимпиада по английскому языку “Karlsson Project: New Rules” (дипломы I, II, III степени), международная грамматическая олимпиада для начальной школы по английскому языку “Summertime Lessons: Autumn Aftertaste” (дипломы II, III степени), Международный конкурс иностранных языков «Я – Лингвист» (дипломы за II, III место), Международный конкурс «Я энциклопедия» (дипломы I, II, III степени).

В текущем учебном году учащиеся нашей школы уже заявили о себе на региональном интернет-конкурсе творческих работ «Экологические тропинки-2017» и на языковом межрегиональном конкурсе «Discoverer 14+». Участие в этих конкурса предполагает большую проектную работу, продуктом которой являются презентации, предоставляемые на конкурс. Следует отметить, что условием участия в межрегиональном конкурсе «Discoverer 14+» является представление интерактивной презентации, что, в свою очередь, нацеливает учащихся на овладение новыми компьютерными технологиями.

Площадкой для осуществления внеурочной деятельности в нашей школе является кружок «Занимательный английский». Работа кружка строится по двум направлениям:

  • Научно-познавательное
  • Художественно-эстетическое

Научно-познавательное направление кружка охватывает все виды организации внеурочной работы по иностранному языку в нашей школе: участники кружка активно занимаются проектной и исследовательской работой и представляют продукты своей проектной деятельности на различных конкурсах, о которых говорилось выше. Кроме того, на еженедельных занятиях мы работаем над внутришкольным языковым проектом «Around Britain» («По Великобритании). Он состоит из нескольких блоков: Places (По стране), People (Люди), Culture (Культура страны), Interesting Facts (В мире интересного). Участники кружка выбирают интересующие их темы по блокам и выполняют микроисследования. Результаты исследования в виде презентаций проходят защиту и обсуждение на занятиях. Планируется создание еще одного практического блока «Test Yourself», в котором будут представлены задания различных уровней, подготовленные самими учащимися по материалу их исследований. Данная работа предполагает использование современных ИКТ-технологий, таких как программы HotPot и Мастер кроссвордов.

Художественно-эстетическое направление кружковой работы тоже имеет своего рода проектную направленность. Участники кружка готовят различные концертные программы, с которыми выступают как на школьном, так и на районном уровнях. Уже стало доброй традицией выступать перед учениками школы и родителями с новогодней музыкальной поздравительной открыткой на английском языке. Участники кружка также выступали перед учителями района с концертной программой «Грамматический концерт» и участвовали в районном языковом фестивале «День благодарения», где инсценировали песню. Также в работе в данном направлении находится проектное задание «Я рисую», где участники кружка иллюстрируют стихи на английском языке и музыкальные произведения английских композиторов.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить большую обучающую и развивающую роль проектной работы в методике преподавания иностранного языка. Обучение языку имеет большую творческую составляющую. Без мотивации нет творчества и глубокого познания предмета. Создать условия для повышения интереса к предмету и тем самым повысить уровень мотивации – главная задача учителя. Проектная работа помогает учащимся не только повысить свой образовательный потенциал, но и раскрыть себя, понять свои слабые и сильные стороны, дает возможность саморазвития как учащихся, так и учителя.

Источники

  1. https://infourok.ru/proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost_uchaschihsya.-574687.htm
  2. https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7313/
  3. http://открытыйурок.рф/статьи/633863/
  4. https://infourok.ru/prezentaciya-razvitie-poznavatelnih-i-regulyativnih-uud-936244.html
  5. https://infourok.ru/avtorskaya_razrabotka_formirovanie_uud_na_urokah_angliyskogo_yazyka-300387.htm
  6. https://multiurok.ru/files/formirovaniia-uud-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html
  7. https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/vnieurochnaia-dieiatiel-nost-po-inostrannomu-iazyku
Категория: Презентации | Добавил: mkozhohina (2018-01-18)
Просмотров: 966 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar