Главная » Статьи » Презентации

Технология гармонического развития

Технология гармонического развития

(М. Гмошинская, Б. Спок, Х. Джайнотт)

выступление на педагогическом совете

учителя иностранных языков МОУ «СОШ с. Тепловка»

 

Презентация к выступлению

 

Для начала рассмотрим понятие «гармо́ния» (др.-греч. ἁρμονία) в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса).

Технология гармонического развития детей – технология работы с родителями. Нет неталантливых детей, есть безграмотные родители, которые не стремятся понять ребенка и не помогают ему развиваться гармонично. Навязывая ребенку то, что ему не нужно, родители подавляют в нем то, что ему задано от рождения, тем самым мешают развитию ребенка.

Задача родителей, прежде всего, понять – кто же их ребёнок, какими векторами наградила его природа. Только так можно определить, какое именно развивающее обучение нужно малышу, что пойдет ему на пользу, чем его можно и нужно заинтересовать. Умственное воспитание детей и развитие творческих способностей не могут быть одинаковыми для всех.

Распространённая родительская ошибка – это то, что мы видим наших детей через себя. Наши собственные психические свойства, особенности и стремления кажутся нам правильными, и мы пытаемся воспитать их в своих детях.

Между тем, даже при внешней схожести чаще всего внутренне ребёнок отличается от своего папы и мамы. Сколько не будет пытаться родитель сделать из ребёнка подобие себя, — ничего хорошего не получится. Он лишь помешает малышу развиться и быть собой, полноценно состоявшись в жизни.

Что такое гармоничное развитие ребёнка

Пока ребёнок растёт, он развивается психически и интеллектуально. То есть, вектора человека развиваются только до пубертата, после чего он может лишь реализовать то, что сумел развить. Это значит, что развивать ребёнка необходимо. Главное – это точно понять личность ребёнка, определить его вектора и их состояние. Нужно знать — что, собственно, нужно развивать.

Каким бы умом не обладал ребёнок, для гармоничного развития ему необходима социальная адаптация с самого раннего детства (с трёх лет). Дети должны проводить время со сверстниками – ранжироваться. Он учится взаимодействовать с людьми, интуитивно находит своё место в обществе, понимает свою роль. Так происходит социальная адаптация ребёнка – прививка на всю жизнь

Нежелательное поведение ребёнка – это явный сигнал о том, что родители в чём-то ошибаются, взаимодействуют с ребёнком неправильно и могут ему навредить.

Дети вспоминают своё детство, как счастливое, вовсе не в том случае, когда у них было много игрушек и еды – нет. Счастливое детство – это период жизни, в котором было спокойно и безопасно, когда у ребенка было чувство защищенности и безопасности. Без этого чувства ребенку трудно развиваться – оно, это психическое, начинает активировать архетипичные программы (например, воровство), чтобы «выжить во что бы то ни стало». И эти программы могут закрепиться в жизненном сценарии ребёнка на всю жизнь.

Нежелательное поведение ребёнка корректируется не наказанием, а пониманием своего чада,  объективным и правильным с ним взаимодействием.

Технология гармонического развития направлена на оказание помощи родителям в осуществлении процесса воспитания, на коррекцию отношений родителей с детьми. Технология особенно актуальна в первые годы жизни, так как  первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

В основу технологии положены психологические теории раннего развития ребенка:  модель группового психологического консультирования X. Джайнотта, методика доктора Б. Спока, методика грудничкового рисования «Художники в памперсах» М. Гмошинской.

Теория свободного развития Х. Джайнотта

X. Джайнотт создал теорию свободного развития личности ребенка, где соединил опыт психолога-практика с научным анализом. Его концепция гуманизации воспитания основана на идее развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий, научения родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребности ребенка.

Принципы воспитания детей (по X. Джайнотту):

·        внимательно слушать своего ребенка, показывать ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укреплять уважение ребенка к самому себе;

·        избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость;

·        предупреждать оскорбления, угрозы, обвинения и командирский тон;

·        проявлять мысли и чувства без агрессивности: родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.

В своих работах он дал описание трех различных видов групповой работы с родителями (модели групповых коммуникаций): собственно психотерапия, психологическое консультирование и руководство личностью, или инструктаж.

По мнению Х. Джайнотта, наиболее трудными являются периоды, когда, например, ребенок идет в школу. Группы формировались и в соответствии с возрастом детей, и в соответствии с теми или иными проблемами детей и их родителей.

В своей работе Х. Джайнотт применял два основных методических приема: тактичное, целенаправленное расспрашивание о том, что может чувствовать ребенок в трудные моменты взаимодействия с родителями, и анализ собственных эмоциональных переживаний членов группы.

Цель групповой терапии – достижение постоянных изменений в структуре личности родителя, что является основанием для разработки программы по формированию психологической готовности родителей к поступлению ребенка в школу. Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей, помочь родителям избежать ненужных стрессов и лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях. Во время бесед в группах родители рассказывают друг другу о своих трудностях и делятся опытом выхода из различных ситуаций. Так они учатся друг у друга и постепенно начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи.

Согласно Х. Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах, которые отражаются в памятке для родителей М. Жамкочьян:а если мы обвиняем, ребенок вынужден обороняться; если мы констатируем факт («игрушка сломалась», «молоко пролилось»), у него появляется выбор; если мы оцениваем, мы загоняем ребенка в ловушку (ловушка- роль называется «тупица» или «гений»); если мы называем то, что видим, слышим, мы открываем перспективу для роста. На основе данной теории групповых коммуникаций разработано множество практических программ для родителей, педагогов, для всех, кто неуютно чувствует себя в роли «обреченных» на воспитание.

Методика раннего развития доктора Б. Спока

Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом. Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны. Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают вас его рабом. (Б. Спок)

Методика стала переворотом в семейном воспитании, обозначившим решительный переход от авторитаризма в общении с детьми к гуманизму, к демократической педагогике. По мнению Спока решение детских проблем следует начинать с проблем родительских. Подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьезные невротические нарушения (по Фрейду). Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определенные стадии детского развития. «Вовсе не обязательно загонять детей во взрослую жизнь с помощью дисциплинарных методов - они вполне могут стать взрослыми по собственной воле». Спок ведь не педагог! Он и не собирался создавать целостную педагогическую систему с методиками, пособиями, конкретными программами и разработками. Педагогика Спока - это просто комментарии к ответам на медицинские вопросы. Добрый доктор учит юную маму, что делать, если у ребенка болит животик, а заодно рассказывает, как малыш видит мир. «Ребенок не готовится жить, он уже живет!» - вот суть споковского учения. В то же время его гуманистические идеи с годами не теряют актуальности.

Методика «Художники в памперсах

Методика грудничкового рисования давно завоевала в Европе высокий уровень актуальности среди родителей и специалистов, апробирующих различные методики раннего развития. В России и странах ближнего зарубежья о занятиях живописью с малышами узнали благодаря разработанной методике «Художники в памперсах». Ее автором является доктор медицинских наук, врач-педиатр Мария Гмошинская.  Данная методика помогает развивать сенсорику, мелкую моторику малыша, формировать его основные психические способности и креативный потенциал, а также это эффективный способ положительного эмоционального взаимодействия и сотворчества ребенка с родителями.

 

Использованные источники

  1. http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2006web10-2/psyh/04_Cherepanova_mk.pdf
  2. http://razdeti.ru/rane-razvitie-detei/metodika-ranego-razvitija-metodika-doktora-spoka.html
  3. http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_gmoshinskoy/metodika_gmoshinskoj.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%F0%EC%EE%ED%E8%FF
  5. http://iamtiptop.ru/p/iam_1939.html
  6. http://polyova.com/2013/03/garmonichnoe-razvitie-rebyonka-o-chem-dolzhen-znat-kazhdyj-roditel/
Категория: Презентации | Добавил: mkozhohina (2015-03-26)
Просмотров: 1428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar