Главная » Статьи » Публикации, статьи, доклады

Диагностика предметных результатов освоения образовательной программы

Диагностика предметных результатов освоения образовательной программы по английскому языку

выступление на педагогическом совете

МОУ «СОШ с. Тепловка»

ПРИЛОЖЕНИЕ: презентация и доклад

Основой итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы по предмету являются достижения предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы по предмету.

Мониторинг уровня предметных  и метапредметных результатов по предмету есть не что иное,  как оценка сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.

Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся можно предложить учителю-предметнику, в каждом классе заполнять «Таблицы образовательных результатов».

Какие бывают таблицы образовательных результатов?

Бывают таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов по всем предметам учебного плана

Также таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные универсальные учебные действия познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.

Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов.

Как составляются таблицы результатов?

Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик по требованиям ФГОС.

В каком виде могут существовать таблицы образовательных результатов?

Поскольку таблицы результатов не являются официальными документами, они могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.

Где размещаются таблицы образовательных результатов?

Таблицы образовательных результатов могут размещаться в «Рабочем журнале учителя» – бумажном или в электронном варианте. Рабочий журнал учителя» является не отчётным документом, а является блокнотом для рабочих записей.

Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.

Когда заполняются таблицы образовательных результатов?

Таблицы заполняются после выполнения учеником предметных контрольных работ (один раз в четверть – обязательно)

– метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год – обязательно)

Как заполняются таблицы образовательных результатов?

В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

Как пользоваться таблицами образовательных результатов?

1-й шаг: Перед проверкой контрольных работ учеников взять таблицу предметных результатов (в бумажном или электронном варианте «Рабочего журнала учителя») и отметить в ней в графе соответствующих умений номера заданий контрольной работы, проверяющих эти умения

2-й шаг: Взять контрольную одного ученика, проверить первое задание, выставить отметку на полях работы рядом с заданием.

3-й шаг. Перенести эту отметку в таблицу результатов в колонку соответствующего умения (в бумажный или в электронный вариант «Рабочего журнала учителя»).

4-й шаг. Проверить второе задание, выставить отметку на полях работы и так же перенести её в таблицу умений.

5-й шаг. Проверить работу ученика до конца, перенести отметки за каждое задание в соответствующие графы таблицы.

6-й шаг. Проверить работы всех учеников, перенося отметки за каждое задание в соответствующие графы.

Как анализировать таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов?

1-й шаг. Проанализировать таблицу по вертикали по классу в целом. Если это бумажный вариант «Рабочего журнала учителя» – сделать устный вывод о том, какие умения развиты хорошо, а какие требуют дальнейшего развития (при необходимости – письменный вывод).

2-й шаг. Проанализировать таблицу по горизонтали (результаты каждого ученика). Если это бумажный вариант, сделать для себя устный вывод о необходимой помощи в развитии (в особых ситуациях – письменный вывод)

Как переносить отметки за контрольные работы из таблиц предметных результатов в официальный журнал?

1-й шаг. В таблицу результатов по предмету (в своём «Рабочем журнале») учитель выставляет все необходимые отметки (например, только за все задания контрольной работы – один раз в четверть) в той шкале отметок, которую он выбрал.

В официальный журнал выставляются:

  • либо все эти отметки в графы дней, когда изучалась тема, по которой проводилась контрольная работа (если не возражает администрация ОУ),
  • либо только одна отметка за контрольную в целом, выводимая как среднее арифметическое.

Для оценки уровня сформированности  универсальных учебных действий по английскому языку можно использовать:

1) текст;

2) иллюстративный ряд (например, фотографии, рисунки);

3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебника не содержится ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности) ученик может сформулировать свою версию ответа;

4) комплексные работы, которые дают возможность проверить три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтение текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД.

5) интегрированные  работы, которые дают возможность выявить метапредметные  (регулятивные и познавательные УУД)

Практически все виды диагностического материала я использую в своей работе по УМК «Rainbow English» в 5-7 классах. Тексты различных видов используются на каждом уроке и сопровождаются разнообразными заданиями, которые направлены на выявление уровня овладения учебным материалом. Задания с использованием иллюстративного ряда используются в аудировании, в заданиях на говорение и в разделе «Use of English» в печатных рабочих тетрадях. Продуктивные задания предлагаются к текстам для чтения в учебнике и в рабочей тетради и в заданиях раздела «Listening» в печатной рабочей тетради. Также постепенно в практику ввожу выполнение комплексных работ. Из заданий со значком SFA (ОГЭ) составляю короткие проверочные работы в целях проверки  уровня знаний учащихся и постепенно подготовить их к сдаче подобного рода экзамена. Кроме того, в конце каждого раздела учащиеся выполняют проверочную работу Test yourself, в которой также присутствуют задания в формате ОГЭ, а затем, как завершающий этап, проводится диагностическое тестирование.

Диагностическое тестирование состоит из следующих разделов:

  • аудирование
  • чтение
  • лексика
  • грамматика
  • письмо
  • говорение
  • социокультурные знания

Соответственно, все результаты, полученные при проведении диагностических исследований различных видов, заносятся в таблицы, что позволяет четко проследить уровень предметных достижений учащимися. (Приложение 1)

Чтобы получить полную и объективную картину уровня сформированности предметных результатов, необходимо на уроках использовать как можно больше форм контроля образовательных результатов. В нижеприведенной таблице представлены различные формы контроля и учета образовательных результатов:

Формы контроля и учета образовательных результатов обучающихся

Обязательные формы и методы контроля Иные формы учета достижений
текущая аттестация итоговая (четверть, год) аттестация урочная деятельность внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктант

- контрольное списывание

- тестовые задания

- изложение

- доклад

- творческая работа

- итоговая комплексная  контрольная работа

- диктант

- изложение

- контроль техники чтения

анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

   

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

В качестве примера текущего контроля из своей практики могу привести текущий контроль навыков аудирования. Результаты такой диагностики представлены в таблице. (Приложение 2).

Соответственно, необходимо выработать четкую систему представления результатов, полученных в ходе диагностических работ.

Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
  • тексты итоговых комплексных контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио; 
  • результаты психолого-педагогических исследований.

В дальнейшей своей работе вижу необходимость создания системы мониторинга предметных результатов, которая, возможно представляла бы собой годовую программу мониторинга по предмету в каждом классе.

Категория: Публикации, статьи, доклады | Добавил: mkozhohina (2017-12-03)
Просмотров: 939 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar